Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

June 2024
M T W T F S S
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
08.09.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Строительство лодки ч. 5: Врезка продольных связей в набор, снятие малки

... Что дальше? Дальше остаётся последняя процедура с деталями набора - установка днищевых стрингеров...

Views: 12

Продолжим наше виртуальное строительство лодки. Мы остановились на том, что установили все шпангоуты на стапель и прихватили их между собой заготовкой киля. Рассмотрим процесс дальше.

После того, как мы врезали заготовку киля в шпангоуты, надо сделать тоже самое для четырёх стрингеров. Двух скуловых и двух бортовых. Пару слов о длинных заготовках. Чтобы не маяться с поисками качественной доски, можно взять любую, лучше подешевле, и нарезать её на требуемого сечения рейки. В некоторых местах эти рейки сломаются, поскольку в них, что очень вероятно, будут находиться сучки или другие дефекты древесины, критически снижающие прочность заготовки.

Заготовками я называю планки или рейки из которых будут выполняться наши киль и стрингеры. И пока эти рейки не установлены на место, с них не снята малка и они не обрезаны в размер, эти рейки будут числиться заготовками. И только после вышеописанных процедур они станут деталями корпуса лодки: килём и стрингерами. Но, к этому моменту они уже будут стоять на месте на смоле, как неотъемлемая часть конструкции корпуса лодки.

Как склеить короткие отрезки рейки/планки в необходимой нам длины заготовку. Очень просто. Из опыта предыдущих поколений нам известна простая формула для соединения деталей на ус, будь то рейки/планки, фанера или что-либо другое. Мы умножаем толщину склеиваемых деталей на 15 и получаем длину уса. Дальше остаётся лишь сострогать ненужную часть. Для рейки всё гораздо проще. Можно сделать угловой упор для вашего круглопильного станка или для паркетки, которой вы оперируете вручную и просто срезать рейки на ус. То есть, делать запил под нужным углом.

В сети я видел уже несколько роликов, где народ предлагает другой способ соединения листов фанеры. Ручным фрезером предлагается выбрать соответствующие друг другу прямоугольные пазы на краях соединяемых листов и собрать их в единое целое. Там ещё предлагается сделать соединение в замок, оставив самую крайнюю полосу листа фанеры целой.

Вроде бы просто и надёжно. Всёшь-таки – замок. Однако, меня берут сомнения в качестве такого соединения. В чём разница? И почему ус дожил до наших дней и не был поглощён прямоугольным замком, хотя оба соединения известны уже столетиями?

С точки зрения Сопромата ус предпочтительнее и вот почему. Всё дело в том, что при резком изменении сечения детали, в таких местах возникает так называемое явление “концентрация напряжений”. То есть, в местах с острыми углами или возле отверстий напряжения в материале от действия внешних сил резко увеличиваются. Это увеличение может составлять и двести, и триста, и более процентов. В подробности этого дела желающие могут забраться, набрав в поисковой системе фразу “концентрация напряжений”.

Таким образом, ус концентраторов напряжений не имеет, а вышеуказанное соединение в замок – имеет. Причём, сразу несколько в одном месте. И если замки применялись для соединения балок киля на деревянных судах, то для относительно тонкого листового материала такое соединение, как минимум, вызывает сомнение. Решать вам, и я бы рекомендовал вам внимательно понаблюдать за замковыми соединениями в течение эксплуатации плавсредства. Желательно на берегу, а не в воде или, не приведи Господь, под водой.

Вот почему все детали, особенно находящиеся под большим напряжением имеют сглаженные переходы между участками с различными сечениями. Это – так называемые “галтели”, которые плавно перераспределяют возрастающее напряжение, которое, причём, в таком случае уже можно посчитать.

Но, продолжим. Итак, мы устанавливаем на места стрингеры. Поскольку лодка у нас строится на стапеле килём вверх, то скуловые стрингеры будут наверху, а бортовые – внизу. Начать удобнее со скуловых. Осторожно и неторопясь выпиливаем гнёзда под стрингеры и контролируем малку. Тут есть особенность. Поскольку наши стрингеры при установке их на набор будут изгибаться в двух направлениях вслед за изгибами корпуса лодки, то малку надо размечать в двух плоскостях: вертикальной, если смотреть на корпус лодки сбоку, в направлении “в борт” и в горизонтальной, если смотреть на лодку сверху вниз. Так загибается борт в направлении носа лодки, где он встречается со своим противолежащим “коллегой”.

Если производить эту операцию постепенно, то в два-три приближения вы успеете заметить и понять, как ведёт себя устанавливаемый на место стрингер и почему он ложиться именно так, как я описал. Если промажете – это, конечно, плохо, но поправимо. В просаженное гнездо под стрингер можно будет вклеить кусочек фанеры и произвести посадку стрингера на место ещё раз.

Последняя операция при установке стрингеров на шпангоуты, когда уже всё сделано правильно, это подрезка их по длине. В носовой части может так случиться, что стрингеры сойдутся вместе до форштевня, внутри корпуса лодки. Обычно стрингеры конструируются таким образом, чтобы они сходились в носу за пределами корпуса лодки. Но, некоторые стремятся сделать нос “поострее” и стрингеры могут сойтись в корпусе. Тогда их надо просто подрезать, но возле форштевня, на который, в этом случае, они лягут с некоторым изгибом. Сведите их вместе и пилите их по ДП, до тех пор, пока они не займут своё место.

Всё, шпангоуты укреплённые килём и стрингерами стоят на месте. Всё собрано на смоле и вы уже заметили, что каркас лодки стал прочным и уже не болтается туда-сюда. Что дальше? Дальше остаётся последняя процедура с деталями набора – установка днищевых стрингеров. Днищевые стрингеры распределяют главную нагрузку на лодку равномерно по всему днищу. Поэтому их всегда стоит, на мой взгляд, делать в количестве четырёх штук, по два на борт. Другое дело, если лодка небольшая, то и стрингеры могут быть гораздо меньшего сечения. Лодка побольше и сечения побольше. Тут всё логично.

Днищевые стрингеры врезаются точно также, как и киль. Сначала прикладываем заготовку к месту установки, прихватываем струбцинами и определяем величину малки на каждом шпангоуте. Там же и записываем для памяти. Затем выпиливаем гнёзда и снимаем малку. На двух крайних к борту днищевых стрингерах может возникнуть ситуация, когда они в носовой части лодки “не дотягиваются” до следующего шпангоута, а начинают упираться в скуловые стрингеры. Что делать?

Всё просто. Мы обрезаем днищевой стрингер так, чтобы его конец оказался посередине между шпангоутами и конец свободно лежал на днище и никуда не упирался. Внимательный читатель, не забывший про “концентрацию напряжений” сразу заметит: “Мы создали концентраторы напряжений! Ведь конец днищевого стрингера – это место резкого изменения сечения балки!” И будет чертовски прав!

Действительно, обрезанный конец стрингера является стопроцентным концентратором напряжения. И более, того – жёсткой точкой. Так в Сопромате называют место, где деталь упирается в другую на крайне ограниченном пространстве. Либо по линии, либо действительно в точке. При этом, как не сложно догадаться, напряжения резко взлетят вверх и могут даже привести к разрушению конструкции. Со временем – это будет неизбежно.

Что делать? Действовать по закону. По закону Сопромата. Если напряжения в каком-либо месте резко увеличиваются, мы должны их соответственно резко снизить. То есть убрать жёсткую кромку, точку или концентратор напряжения. Берём пилу и рубанок и спиливаем стрингер наполовину или даже больше по ширине. Можно и по толщине. Для эстетики, можно спилить конец стрингера по линии, параллельной линии скулового стрингера. На длине такой, чтобы было красиво.

Как в старину строили деревянные парусные корабли. Во времена, когда науки о прочности не было и люди руководствовались принципом: “То, что красиво – правильно”. Если вдуматься, то это гениальный принцип и совершенно очевидно откуда он взялся, и Кто дал его человеку.

Вот. Теперь у нас очередная задача – снять малку с набора. Это то, чего боятся сторонники метода СиС. И они готовы тратить лишние десятки килограммов смолы и метры ткани, лишь бы избежать этого “ужоса”. Но, мы не такие. Мы опираемся на науку, опыт предков и руководствуемся здравым смыслом. Лишние деньги на ветер мы знаем как употребить в хорошей компании.

Снять малку на самом деле несложно, хотя, конечно, это кропотливый и, скажем прямо, момент на любителя. Но, только для новичков. Вы же знаете, в первый раз всегда сложно. Однако, вооружившись рубанком и широкой гибкой рейкой или таким же отрезком фанеры, за день, неторопясь, малку снять можно и ещё можно успеть на торжественные шашлыки по поводу вечером.

В результате мы имеем набор, который полностью готов к установке обшивки. Вот в следующий раз мы этим и займёмся.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *