Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

June 2024
M T W T F S S
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
08.09.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Новый этап разработки Карманного крейсера 4

Дальше вы зажигаете свечи и происходит волшебство. Вы видите не только всё пространство каюты и искрящиеся в свете пламени свечей тёплыми чувствами глаза ….

Views: 12

Продолжим наши изыскания. В прошлый раз я закончил тем, что поставил на место борта моей бумажной модели на места. И тут опять случился сюрприз. Борта не “дотянулись” до кормовых кромок деталей днища. Те оказались длиннее примерно на три миллиметра или в моём масштабе – на тридцать миллиметров в реальности. Понятное дело, если чего-то не хватает, то надо надставить. Резать страшно.

Надставил я борта с запасом и радостно поставил на место транец. Всё встало хорошо. И тут я решил, повинуясь внутреннему голосу, измерить длину моей модели. Должно быть 450 мм согласно чертежу. Приложил я линейку и расстроился. Длина была больше. Зря я надставлял борта, надо было отрезать лишнее на днищевых деталях. Пришлось зверски отрезать транец, укоротить половинки днища и снова поставить транец на место, предварительно срезав надставки на бортах. Всё прошло нормально и теперь длина корпуса модели соответствовала чертежу.

Тем временем и носовые концы бортов встали на место и пошла установка шпангоутов. Плясал я от транца, ориентируясь на длину деталей кокпита. Кокпит простейшей конструкции: палуба, два комингса по бортам и два сидения, тоже по бортам. Всё встало на место и, самое главное, в нужном месте упёрлось в шпангоут №3, который является кормовой переборкой каюты.

То есть, шпангоут №3 представляет собой шпангоут с наружной обшивкой, как транец. Ещё на нём располагаются рейки, на которые опираются носовые концы деталей кокпита и в нём надо будет впоследствии, после установки всей наружной обшивки, включая палубу надстройки, вырезать проём для входа в каюту.

Затем без проблем встали на свои места и остальные шпангоуты №№ 4, 5, 6 и 7. Шпангоут №6, вернее, его верхняя часть, представляет собой переднюю, носовую стенку рубки. А шпангоут №7 у нас является таранной переборкой и тоже, как и шпангоут №3 имеет сплошную зашивку, то есть наружную обшивку, чтобы в случае аварии держать напор забортной воды.

Не очень хотелось, но пришлось в нём сделать горловину для доступа в форпик – внутреннее пространство в самом носу лодки между шпангоутом №7 и форштевнем. Горловина по замыслу, имеет крышку, которая крепится болтами к фланцу через герметизирующую прокладку. То есть получается, что пространство форпика большей частью представляет собой воздушную ёмкость, обеспечивающую непотопляемость корпуса. То есть – запас плавучести.

Поставил я всё это дело и стал разглядывать, что же у меня получилось. Вот это самый важный этап моделирования. Смотрел я, смотрел и пришлось мне взять линейку и, давя нехорошие предчувствия, начать измерять всё подряд. В основном внутренние пространства.

Тут дело в том, что в первую очередь необходимо обеспечить определённые размеры палубы каюты. По техзаданию в каюте должны свободно, то есть с запасом хотя бы по пять-десять сантиметров, лечь на ночлег двое взрослых. А из эргономики мы знаем, что минимальный размер корабельной койки не должен быть меньше 600×2000 мм. И между ними должен быть зазор в 100 мм. Вот и получается, что в районе пояса лежащего человека ширина пространства должна быть 700 мм. А для двоих – 1200 мм плюс зазор 100 мм в ДП и по 50 мм по бортам. Итого, ширина обитаемого пространства должна быть 1400 мм на протяжении хотя бы 400-450 миллиметров в районе седалища. В головах и в ногах эта ширина может быть существенно меньше.

Видите, мы опять убеждаемся, что именно груз делает судно. Кому будет нужна пусть самая распрекрасная лодка, в которой неудобно спать? Так вот у меня получилось не совсем важно. Высота палубы каюты была недостаточна и днищевые ветви шпангоутов начинали подъём, уменьшая необходимую для нормального обитания примерно на треть. То есть, как будто вы лежите на койке, ширина которой на две трети в горизонте, а одна треть койки расположена под углом. Теоретически, можно спать на такой койке, но на практике….. Это был первый момент, на который я обратил внимание, разглядывая и измеряя модель лодки.

Дальше, уже понимая в чём дело, я стал смотреть на получившуюся в каюте высоту. Некоторые строители, ролики которых я видел в ю-тьюбе, делают высоту каюты такой маленькой, что в ней невозможно сидеть. На мой взгляд это недопустимо. Обрекать экипаж на постоянное сидение в кокпите это жестоко. Как приятно провести “вечер на рейде, когда погода хорошая. А если пошёл дождь? Сидеть под тентом – то ещё удовольствие.

А вот в каюте – совсем другое дело. Вы скажете, что разница невелика: и там, и там сыро, поскольку большая влажность. А я вам, как в том анекдоте замечу: Вы просто не умеете их готовить.

Кто путешествовал на крейсерских яхтах или катерах, где в каюте можно стоять почти в полный рост, а уж сидеть – с большим комфортом, тот знает, что если во время стоянки идёт дождь, то надо просто снять всю мокрую одежду, одеться в сухое и накрыть столик в каюте.

Затем, чтобы не тратить аккумулятор и для создания, как сейчас модно говорить, аутентичной атмосферы, поставить на стол уже опустошённые бутылки и воткнуть в них свечи, хотя бы хозяйственные. Понятное дело, что эта конструкция должна быть надёжно закреплена и не допускать падения.

Дальше вы зажигаете свечи и происходит волшебство. Вы видите не только всё пространство каюты и искрящиеся в свете пламени свечей тёплыми чувствами глаза …. ээээ…. партнёра, но и через несколько минут воздух в каюте становится сухим настолько, что койка ничем не отличается от домашней. Такая же сухая и уютная. Правда для этого нужна ещё хорошо продуманная и исполненная вентиляция.

Но, мы отвлеклись. Так вот, начал я измерять высоты подволока в разных местах каюты и понял, что всё впритык. То есть всё помещается, но зазоров практически нет. А это значит, что при простом изменении положения, чтобы пустить кровь обратно в то или иное полупопие, есть большая вероятность упереться лысиной в подволок каюты. То есть в потолок, если по-сухопутному.

В первый раз это вызовет улыбку. Но, на третий-четвёртый день похода уже вряд ли. Короче говоря, стало мне очевидно, что для комфортного существования необходимо добавить в каюте высоты в пять, а лучше, в восемь сантиметров. На внешний вид это не окажет существенного влияния, особенно, если высоту палубы надстройки увеличивать вместе с общей высотой корпуса пропорционально. То есть добавить по чуть-чуть к борту, комингсу рубки и так далее.

После всех этих выводов стало ясно, что продолжение строительства модели этой лодки лишено практического смысла. Эта модель выполнила свою функцию сполна, позволив мне вовремя заметить существенные недостатки конструкции и своевременно принять меры к их устранению.

То есть, теперь надо переработать конструкцию лодки в сторону увеличения высоты её обитаемого пространства и построить новую модель.

Вот этим я и займусь в следующий раз.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *