Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

July 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
08.09.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Строительство лодки ч. 6: Установка наружной обшивки на набор лодки

Первое, что необходимо сделать - это "семь раз отмерить". Берём чертёж и сверяем его с "местностью"....

Views: 5

Переходим к следующему, весьма важному этапу нашего строительства – этапу установки на набор наружной обшивки. Важность этого этапа состоит в том, что именно этот этап определяет почти на сто процентов внешний вид готовой лодки.

Что мы зачастую видим у самодельных лодок? Народ либо по недоумению, либо от усталости не контролирует плавность линий своих лодок. Я имею ввиду, что важнейшей для внешнего вида линии – это линии стыков обшивки на скулах. В большинстве случаев – эта линия волнистая. И хорошо ещё, если волна “невысокая”. А должна быть гладкая красивая линия.

Рассмотрим на картинках. Установку наружной обшивки мы начинаем с бортов. Так удобнее потом снимать припуски и малку под установку днищевых листов обшивки. Итак – борт.

Первое, что необходимо сделать – это “семь раз отмерить”. Берём чертёж и сверяем его с “местностью”. Проверяем высоты борта на разных шпангоутах на установленном наборе, что получилось. И сверяем эти размеры с чертежом. Расхождение в идеале не должно превышать половины или целого сантиметра.

Потом мы проверяем раскрой полотнищ обшивки, указанный в чертеже. Тут нельзя ошибиться, иначе будет испорчена фанера. Всё тщательно промерив, вырезаем заготовку для борта с припусками по полтора-два сантиметра. Прикладываем к набору соответствующим образом и убеждаемся, что заготовка легла на набор, закрыв всё полагающееся ей пространство борта.

Тут надо заметить, что есть два метода сборки заготовки борта, да и других крупных заготовок, размеры которых выходят за габариты стандартных листов фанеры. Мы соединяем части заготовок на ус. То есть, срезаем концевые полосы на листах фанеры под углом. Потом косые поверхности на концах мажем смолой и складываем вместе. Получается прочное соединение, если ширина уса принята правильно. То есть, 15-20 толщин склеиваемого материала.

Так вот, сборку на ус можно произвести отдельно от набора. Допустим в нашем “заготовительном цехе”. При этом выяснится, что после склейки вы получили длиннющую и тяжёлую деталь, которую затруднительно ворочать на стапеле. Предвидя это, я пошёл традиционным – другим путём. Заусовав заготовки, сложив их вместе по усу, проверив прилегание, я устанавливал их на набор по отдельности.

Тут надо подгадать так, чтобы соединение легло на тимберс шпангоута, тогда не нужно будет делать зажимные планки для уса, попавшего в шпацию. А так как я собирал обшивку для моей лодки из фанеры “четвёрки” из листов длиной 2440 мм, то у меня всё получилось удачно. Каждый борт получился из двух заготовок.

При этом, установка заготовок (это те, которые ещё с припуском) велась сначала без клея. Я установил обе заготовки по паре шурупов на каждую и на пару струбцин. Убедился, что борт закрыт как надо. Потом с внутренней стороны борта я прочертил карандашом обводы каждого тимберса каждого шпангоута и только посте этого, насверлив отверстий под шурупы, начал установку на смолу.

Стык заготовок, там где ус, я сделал на прижимной планке, которая после высыхания клея удаляется. То есть прижимать надо через кусок полиэтиленовой плёнки, чтобы потом не чертыхаться….

Затем наступил черёд удаления припуска и снятия малки. Надо пройтись рубанком по краю обшивки и по стрингеру так, чтобы вписать их, теперь уже совместный край, в плавный контур теоретической линии днища. У меня обводы днища лодки имеют радиальную форму. Я проверял одну гоночную теорию. Новичкам я категорически не советую делать такое днище. Ненужные сложности лишь затруднят дело. Новичкам, да и всем, кому нужна просто лодка, стоит делать проверенное временем и простое V-образное днище с прямолинейными флорами. Так и проще и ненамного падают ходовые характеристики.

Заготовки днища я также собирал на ус прямо на наборе. Процедура точно такая же, что и для бортов. Поэтому расписывать здесь что-то специальное не получится. Если вы не предполагаете оклеивать лодку стеклотканью, то рекомендуется делать все соединения деталей обшивки на ус. При оклейке стеклотканью, можно стыковать листы обшивки днища в торец по ДП, там где листы ложатся на широкий киль и перекрытия получаются в несколько сантиметров.

Завершающая процедура установки днищевой обшивки заключается в обрезании пилой-мелкозубкой, очень аккуратно, припуска днищевых заготовок. Тут на радостях главное не спилить куски борта. То есть водить пилу туда-сюда лучше положив её плашмя на борт.

Самой последней ставится обшивка транца. Она должна иметь толщину 6-8 мм, если предполагается установка подвесного мотора. Хотя, я придумал простейшую конструкцию, которые все используют, но никто не довёл её до логического конца. То есть, до такой стадии, когда она становится объёмным сплошным фундаментом для подвесного мотора.

Но об этом мы поговорим в следующий раз, когда срежем лодку со стапеля, перевернём её в нормальное положение и начнём внутреннее устройство нашей лодки. Напомню, я строю четырёхметровую лодку специальной конструкции и специальных обводов. А если вы новичок, то вы стройте трёхметровый тузик, у которого лишь три шпангоута и простейшая конструкция корпуса.

Этот обзор я специально проиллюстрировал фотографиями, чтобы показать основные приёмы строительства лодки наборной конструкции на стапеле с фанерной обшивкой. Технология строительства таких лодок совершенно одинакова. Различие состоит только в размерах лодок и количестве работы.

И последнее: лето мчится как курьерский поезд. Нельзя терять ни дня. Все на строительство лодок!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *