Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

July 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
08.09.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Строительство лодки ч. 7: Оклейка стеклотканью

То, что получилось не было идеальным, но получилось вполне прилично,... вполне приличное плавсредство....

Views: 17

Итак, обшивка поставлена, салют и шум праздника по этому поводу утихли, все поздравления от советских и иностранных приняты и обмыты. Пора продолжать строительство.

Хотя это и не обязательно, но я отвинтил крепёжные уголки, снял лодку со стапеля и перевернул её. Очень было интересно посмотреть, что получилось. Если вы помните, я проводил эксперимент. Ну, и заодно проверить всё ли было сделано правильно. Лодка была торжественно отвинчена и перевёрнута в нормальное положение.

То, что получилось не было идеальным, но получилось вполне прилично. После снятия всех припусков и скругления кромок фанерной обшивки во всех острых местах, получилось вполне приличное плавсредство. Вместительное, прочное, даже с избытком. Впоследствии этот избыток весьма разочаровал меня. Вес лодки ушёл выше предела возможного при перевозке на багажнике. А прицепа у меня нет. Поскольку хранить его негде. Всегда завидовал тем, кто живёт в собственном доме на собственном куске земли. Вот там есть где разгуляться, даже если вы владеете всего лишь шестью сотками.

Но, не будем о грустном. Лодка вполне вместимая, прочная, бороздить воды готова и под мотором, и под парусами. О вёслах не говорю: само-собой разумеется. Теперь по плану было оклеить её одним слоем стеклоткани. Я выбрал прочную, конструкционную М-11. Толщина волокон плетения около ¾ мм. Такая дубовая на вид, каковою впоследствии и оказалась. Вот тут был мой просчёт. На волне истерических криков в И-нете: “Побольше! Потолще! Погуще!…”, да и по настоянию заказчика, я пошёл у них на поводу. А надо было сделать набор на четверть, как минимум, меньшего сечения и оклеив такой тканью корпус, я получил бы ту же избыточную прочность, но уже приемлемого веса.

Но, что сделано – то сделано. Стал я клеить стеклоткань. Процесс несложный, но муторный. Особенно, на жаре. А надо вам заметить, в тот год лето было весьма жаркое. Я, в результате, загорел как на юге, но только нашим, красивым северным загаром, следы которого ещё обнаруживались и после нового года.

Итак, смола, как мы уже установили, разводится в соотношении 1 к 10 по весу. То есть, на сто грамм смолы берётся 10 грамм отвердителя. Смола у меня была ЭД-20, самая простая. Отвердитель, если правильно помню, ТЭТА. Прозрачный, а не красный.

Сначала я нарезал ткань нужными кусками. В первую очередь надо оклеить транец и загнуть края его стеклоткани на днище и борта. Чтобы впоследствии образовался нахлёст бортовых и днищевых полотен стеклоткани на стеклоткань транца и не было пропусков в покрытии. Там где надо, нужно делать ножницами разрезы, чтобы ткань правильно загнулась и улеглась на место.

Сама технология оклейки также незамысловата. В каждом приличном дачном домике есть длинный полиэтиленовый рукав со стаканами для пива. Емкость пол литра. Вот, берём такой стакан и наливаем в него сто грамм…., но только эпоксидной смолы. Если жарко. Если температура ниже +20 градусов, то можно и больше. Далее, добавляем отвердитель и ацетон. Ацетоном надо разбавить смолу так, чтобы она была жидкой и спокойно лилась. Чуть гуще, чем вода. Тогда она будет хорошо впитываться между волокон стеклоткани и не будет пузырей.

Тут тоже, смотрю в И-нете и только крики сплошные:”Ах! Пузыри! Надо специнструмент! Валики импортные специальные!” Дорогущие, кстати сказать. Ну, и понятно зачем эти крики. Цену набить, да новичков заморочить, деньги из них вытащить. Как же! “Яхтный спорт – это удел реальных пацанов, у которых бабла немеряно!” Обратите внимание, они так и пишут вместо “яхтенный” – “яхтный”. Конец света!

А тут, ещё немного отвлекусь, на том же высоколобом форуме один спрашивает: “Я тут лодку трейлерную делаю. А производитель такую схему окраски предлагает….” И далее список стоимостью дороже чем вся его несчастная лодка! И он такой долго рассуждает, какие пункты схемы он пропустит, чтобы не остаться без штанов и не пустить по миру жену и детей! Наша логика – жэлэзная! Технология – фик с ней, главное – краска импортная….

А я смеюсь – люди! Вы что, думать совсем разучились? Лодка ТРЕЙЛЕРНАЯ!!! Это значит, что она будет храниться на трейлере, на берегу. Сколько раз за сезон вы спустите лодку на воду? На какую воду: морскую солёную или пресную речную? Даю гарантию, ваша лодка за сезон проведёт на воде не больше месяца. И, вряд ли, подряд. И то – в лучшем случае. Иначе вы Пятнадцатилетний капитан, Френсис Дрейк и Джошуа Слокэм в одном флаконе. Но, подозреваю, что это не так.

На самом деле, при таком режиме эксплуатации даже оклеивать стеклотканью лодку не надо. Достаточно будет простого серого грунта по металлу/дереву, ГФ-21 называется. Даёте три-четыре слоя и идёте есть шашлыки с пивом… на сэкономленные. А потом ПФ-115 ещё три-четыре слоя. Всё! Единственно что плохо, в линейке “пээфок” цвета откровенно дрянные.

Извините за откровенность. Если не устроит, то тогда можно взять любую краску для наружных работ, цвет которой вам могут замесить прямо в магазине. Ну, или сами смешивайте. Купажируйте и смешивайте, до полного удовлетворения. Будет классно!

Да, так о чём это я? А, покраска лодки…. Да, дело хорошее. Но, совсем не нужное. Я не шучу. Если вы не будете заморачиваться с росписью вашей лодки в несколько цветов изысканной высссокохудоэественной композицией, то я поражаюсь, почему никто не использует старинный, проверенный дедами, метод придания цвета корпусу лодки? Без всяких покрасок!

Раньше был всего один вариант такого цвета – белый. Хилая химпромышленность была. Теперь же – раздолье. Надо лишь разыскать, где продают пигменты для эпоксидной смолы. Да, заморочка, но И-нет выручит. А раньше брали титановые белила – единственное, что было. Это такой белый порошок на основе окислов или оксидов, я в химии ноль, титана. И просто добавляете его в разведённую смолу. ВСЁ! У вас идеальное блестящее покрытие. Стеклопластик класса люкс. Идеально, ярко белый и, простите за натурализм – так говаривали в моё время, – абсолютно несношаемый белый борт. Ну, и днище – тоже.

То есть, сама смола у вас будет молочного цвета. Вот сколько туда можно положить титановых белил, чесслово, сейчас не помню. Но, это вымеряется опытным путём. Если я правильно помню, то в смолу сыпать больше 8 % всяких твёрдых добавок не рекомендуется. Да и не стремитесь с первого раза всё укрыть напрочь. Пара-тройка слоёв именно смолы, чтобы полностью “утопить” в ней ткань, будут необходимы. Вот так и получите идеально белую лодку, не требующую покраски. Видели корпуса спортивных швертботов “Лазер” или “470”? Вот это и есть то самое покрытие. Я так свой “Голландец” крыл. Декоративный слой называется. Их ведь никто кисточкой не красит, а они блестящие и белые. Если с них регулярно смывать всякую дрянь, прилипшую в акватории.

Итак. Как мы оклеиваем корпус? Замешиваем небольшие порции смолы. Лучше замесить немного, но, не потерять замес, который на жаре может закипеть и сгореть. Тут важно точно отмерять количество отвердителя. Поэтому я и рекомендую кухонные весы с точностью 0,1-0,5 граммов. Это очень упрощает жизнь и ускоряет процесс замешивания смолы. При этом вы увидите, что вместе со смолой кончится и отвердитель. И ничего не пропадёт бездарно.

Разложив полотнище стеклоткани на корпусе лодки в нужном месте и положении, вы просто спокойно начинаете лить смолу сверху на стеклоткань. Лучше в самой выпуклой и верхней точке оклеиваемого участка. Тогда она у вас никуда не убежит мимо. Далее, вы берёте заранее приготовленный шпатель и начинаете возить жидкую смолу туда-сюда по ткани, пока она полностью в неё не впитается.

Усилие прижима шпателя, кстати, самого обычного, такие в стройтоварах продают – “пятак штука”, надо понять и запомнить. Усилие должно быть таким, чтобы смола в ткани гонялась с места на место, но ткань при этом оставалась на месте и никуда не ползла. Вы увидите, как темнеет ткань при пропитке её смолой и, если вдруг появились пузыри, вы их тут же заметите и шпателем выгоните прочь. Из лодки вон!

И всё, больше ничего не надо. Всё остальное от лукавого. Вот если вы будете профессионально оклеивать корпуса по 40 часов в неделю и, к тому же внутренние “впуклые” помещения, тогда вам понадобятся и валики, и прочие профессиональные инструменты. Но, тогда здоровье вон, и довольно скоро….

При оклейке корпуса лодки могут применяться разные схемы, например, с перехлёстом ткани на днище или в районе форштевня. Один перехлёст, два. Или какие-либо местные усиления. Всё это должно быть обосновано с точки зрения прочности, а значит – и целесообразности конструкции, которая зависит от назначения вашей посудины. Эти соображения и подход непосредственно влияют на стоимость сооружения. Если для вас это важно.

Короче говоря, лодку мы оклеили. Цвет корпуса выбрали с помощью пигмента, добавляемого в смолу. Кстати, цветов пигментов довольно много, поскольку многие фирмы продвигают их для художественных работ из специальной “художественной” смолы. Но, у нас-то лодка! Самое художественное сооружение, безусловно. Поэтому берём и пользуемся.

И ещё – следующий слой смолы или ткани накладывайте когда смола ещё будет липкой, но не будет пачкать палец. Но, конечно, если вы любите шкурить часами и ходить как мельник “весь в муке, что-то там в руке”, тогда дождитесь, когда смола встанет так, что будет звенеть.

Вот такое дело. В следующий раз будем ставить банки и заниматься внутренней отделкой лодки.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *