Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

July 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
08.09.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Строительство лодки ч. 8: Внутреннее устройство лодки.

Лодка готова и сияет свежими отблесками. Снаружи однотонная, внутри дерево под лаком. Красота и очарование натуральных материалов....

Views: 4

Итак, лодка практически построена. Осталось только сделать так, чтобы ей удобно было пользоваться. Надо поставить банки, уключины для двух пар вёсел. На всякий случай. Надо как следует покрыть лаком внутренние поверхности лодки. Короче говоря, заняться есть чем.

План действий такой. Сначала ставим всё насухо. Примеряем, подгоняем. А затем делаем генеральную уборку и кладём пару заключительных слоёв лака после чего надо всё собрать на смоле.

Начнём с самого простого. Это хороший принцип для новичков, поскольку позволяет плавно втянуться в работу и упростить жизнь. А самое простое у нас – это носовая банка. Самая короткая и не требует подпорки, то есть пиллерса. Чтобы поставить банки на место нужна какая-то опора. Такой опорой на небольших лодках всегда была продольная балка, которая подобно стрингеру, шла по всей длине лодки, но только по внутренним сторонам шпангоутов. Называется такая балка – подлегарс.

Можно было бы поставить такой подлегарс и на этой лодке. Но, я был сосредоточен на других задачах и этот момент упустил из вида. Поэтому у меня подлегарс получился не полным и лишь в тех местах, где я решил поставить банки для гребцов.

Конечно, лучше поставить подлегарсы по бортам и тогда можно ставить банки в любом месте, где душа пожелает. А ещё можно придумать крепление банок, которое позволит перемещать их по длине быстро и просто. Тут простор для решений, для пытливого мозга инженера.

Следующие банки находятся в середине лодки и устанавливаются под двух гребцов. Если уж и придётся махать вёслами на этой лодке, то уж лучше вдвоём. Однако, две пары уключин и втулок для них в нашем поселении найти не удалось. Я купил последнюю пару и мне дали понять в нашем навороченном магазине для крутых яхтсменов, что следующий завоз будет только будущим летом. Поэтому на фото вы и увидите лишь одну пару уключин.

Последняя банка – кормовая. Её надо прирезать к обшивке транца таким образом, чтобы получился фундамент для подвесного мотора, включающий в себя собственно кормовую банку, набор и обшивку транца, а также части бортовой обшивки. Всё это, схваченное вместе в одну конструкцию, даст надёжную опору для подвесного мотора.

После установки банок, а я уже говорил, что все банки мы пока ставим насухо без клея, переходим к установке планширя. Это неширокая доска, положенная плашмя на самый верх борта и транца. Поскольку доску даже такой небольшой ширины не согнуть в плоскости её пласти, то планширь приходится собирать из нескольких частей. Каждую деталь планширя надо вырезать из доски пошире и строгать снаружи обычным рубанком, а внутри, на вогнутой поверхности, рубанком с выпуклой поверхностью.

Где его брать? Такие рубанки существуют в природе и даже продавались в магазинах. Но, я их уже давно не видел в продаже, да и стоят они недёшево, поскольку ими пользуются преимущественно профессионалы. А профессионалы купят нужный им инструмент за любые деньги. Этим и пользуются торгаши.

Я, хорошо понимая эту ситуацию, пошёл в магазин и купил за “три рубля” обычный деревянный рубанок. Потом взял и слегка скруглил его подошву другим рубанком. Там достаточно совсем небольшой дуги. Практически это выглядит так: на концах подошвы деревянного рубанка надо сделать горизонтальные отметки на высоте в полтора-два миллиметра от подошвы рубанка. По этим отметкам делается плавная дуга. Она на первый взгляд даже незаметна, если не приглядываться, однако позволяет выбирать внутренности довольно по крутой дуге.

В носу планшири доводятся по бортам только до брештука и обрезаются по линии его задней кромки. После установки носовой кницы поверх брештука, образуется единое целое: кница и два планширя, упирающиеся в неё без зазоров. Позже на кницу и брештук надо будет установить носовую швартовно-буксирную утку. Только при буксировке, буксирная верёвка закладывается не за утку, а за носовую или вторую банку. Она лишь проходит между ножками утки. Иначе утка сломается. Буксирные нагрузки и возможные рывки слишком велики для неё. А вот боковые рывки на порядок меньше и утка с ними справляется.

После того, как эти операции выполнены, надо все детали пометить так, чтобы впоследствии их можно было легко установить на места в правильном порядке. Затем всё удаляется из лодки и в дело вступает пылесос. Крупную стружку и мусор убираем смёткой и совком, разумеется. Мы должны навести внутри лодки идеальный порядок, после чего можно будет наносить лак. Лак должен забраться во все щёлочки и неоднократно. От этого будет зависеть долговечность покрытия. Затем, когда все слои высохнут, ставим банки, их подлегарсы и пиллерсы на место и на смолу. Производим окончательную сборку.

Последним делом торжественно устанавливаем на нос водорез. Благообразную деталь с клином красивого профиля. Планширь и водорез, или только планширь, можно покрасить в какой-нибудь контрастный цвет. Можно под цвет ценных пород, хотя в одном старом учебнике столярного дела автор заявлял, что обработка хвойных таким образом является моветоном. И, похоже, он был прав. Выход простой: либо делать водорез действительно из дуба или ясеня, либо делать его из ёлки и красить в один цвет с корпусом. Либо вообще, поставить его до оклейки корпуса стеклотканью и убрать его под неё вместе со всем корпусом.

Вот и всё. Наша стройка на этом завершилась. Лодка готова и сияет свежими отблесками. Снаружи однотонная, внутри дерево под лаком. Красота и очарование натуральных материалов. Понятное дело, что в грязных сапожищах в такую лодку забираться не стоит. Бросать её под дождём и снегом – тоже. Лодка – как красивый автомобиль, требует любви, деликатности и заботы. Кому это не подходит, тому лучше “красавицу Казанку”. Как в песне: “Он не колется, не бьётся и сверкает как алмаз!”

Я надеюсь, что вполне подробно и понятно описал технологию постройки лодки на реечном наборе с фанерной обшивкой. Также надеюсь, что серия этих материалов кому-то поможет построить его собственное творение. Даже, если вы ничего прежде не строили, вы вполне сможете построить сначала трёхметровый тузик с тремя шпангоутами, а затем, войдя во вкус, начнёте строить и более крупные формы.

На этом “сериал” завершён, всем удачи в строительстве и счастливых походов по водам.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *