Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

September 2024
M T W T F S S
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
20.09.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Превращение лодки в дом

А окончательно "зацепила" она меня своим эпиграфом: "Строительство лодки никогда не заканчивается после спуска её на воду"....

Views: 2

На днях я получил очередное письмо со ссылкой на весьма интересный материал, посвящённый малым лодкам. Но, не просто малым, а открытым лодкам без надстройки и палубы. Такие лодки весьма распространены по многим причинам. Однако, вне зависимости от причин, мокнуть под дождём на стоянке никому не хочется.

Как раз этому вопросу, защиты экипажа от дождя и непогоды на стоянке и посвящён этот материал. Элементы рассматриваемых в статье решений могут быть применены и на ходу. Но, тут всё зависит от конкретных условий.

В статье не всё бесспорно, однако выбор остаётся всегда за читателем. В чём-то согласится, в чём-то нет и найти своё, лучшее для себя решение. Короче говоря, статья интересная и полезная. А окончательно “зацепила” она меня своим эпиграфом: “Строительство лодки никогда не заканчивается после спуска её на воду”. Воистину правда! Итак – статья про тенты на небольших открытых лодках.

“Хорошо продуманный тент может создать просторное жилое пространство, превратив любую небольшую лодку в судно для продолжительных путешествий.

Строительство лодки никогда не заканчивается после спуска её на воду. Доработки и переделки – постоянные спутники лодки и её хозяина, особенно, когда они основаны на хороших идеях. В ненастную погоду владельцы открытых лодок могут тосковать по закрытым каютам парусных яхт или небольших моторных крейсеров. С другой стороны, каюты на большинстве небольших крейсерских лодок могут быть тесными, даже клаустрофобным, поскольку они зачастую не намного больше средней дворовой конуры.

С ростом интереса к использованию небольших лодок для приключенческих путешествий и многодневных плаваний в “составе флота”, отдельные новаторы предлагают применять изготовленные на заказ или сшитые самостоятельно тенты, которые могут обеспечить просторные помещения такого размера, которому позавидовали бы большинство владельцев небольших крейсеров или той-ботов. Свежий воздух, непревзойденный вид, а с усовершенствованием дуг и тентов результаты могут действительно порадовать любого моряка.

В походах на небольших лодках – особенно под парусом – иметь точный пункт назначения и/или расписание плавания вряд ли возможно. Временами заход в укромную бухту может быть необходимостью, но вы не всегда можете рассчитывать на то, что найдете легальное или удобное место для лагеря на берегу. Возможность оставаться на борту лодки дает маломерному судну ту же свободу передвижения, что и яхтсмену. Станьте на якорь в бухте, приготовьте еду, насладитесь сумерками, устройтесь с хорошей книгой лёжа в полный рост и будьте готовы к любым приключениям следующего дня.

Элементы, из которых состоит хорошее укрытие, могут быть настолько индивидуальны, насколько индивидуален человек, отправляющийся в путешествие, а также и ремесло, о котором идет речь. В Финляндии и в Швеции существует культурная этика «право каждого человека». То есть вы можете разбить лагерь на берегу в любом месте с соблюдением определённых правил, уважая частную жизнь владельца берега.

Но один финский турист обнаружил, что ровную землю найти не так-то просто. Его решение, о котором он рассказывает – приключенческий вариант, при котором он вытаскивает лодку на берег и использует ее как платформу для комфортных ночевок, укрытую тентом.

На Аляске, как объясняет другой любитель тентов, для комфортных ночевок, установка палатки на борту вдали от берега может быть преимуществом с точки зрения безопасности, хотя это может показаться нелогичным. Однако, стоящая на якоре лодка находится вне зоны досягаемости медведей и комаров с гнусом.

Что объединяет тенты для небольших лодок? Хороший дизайн, простая установка, защита от дождя, комфортный сон, достаточно места, чтобы избежать клаустрофобии, и свобода автономного образа жизни. Один из лучших в мире способов разработать хороший тент – посмотреть, что делают другие, и позаимствовать работающие идеи. Для некоторых лодок можно даже просто вырезать пол из существующей сухопутной палатки и приспособить ее к лодке. Однако источников для изготовления тентовых дуг и ткани очень много, так что путь «сделай сам» может гарантировать индивидуальный подход.

Финский взгляд

Вместо того чтобы искать ровную поверхность, экстремальный гребец Йоуко Коскинен вместе с дизайнером Руудом Ван Веленом придумал, как выровнять лодку с помощью боковых стропов и блоков.

Велосипедные колеса, прикрепленные к корпусу лодки, делают легкую лодку удобной для буксировки и транспортировки.

Йоуко Коскинен – финский архитектор, мечтавший построить лодку, которая соответствовала бы его интересам и в походах, и в плавании, легко вытаскивалась с воды на берег и была способна нести палатку на двух-трех человек. На воплощение этой идеи в жизнь ушло почти 50 лет. (Но, не потому, что он такой глупый, а потому, что “пахал всю жизнь, не поднимая головы” и смог реализовать свою мечту только после выхода на пенсию. Прим. перев.)

Когда лодка выровнена, палатку установить можно очень быстро.

Именно встреча Коскинена с голландским судостроителем Руудом Ван Вееленом окончательно сформировала мечту. Когда они встретились, масштабная модель уже была построена, а Коскинен купил подходящую палатку. Ван Веелен, разработчик и создатель множества одно- и двухместных, трех- и четырехскульных гребных яликов, без особого труда адаптировал их для размещения двухместного укрытия. Основным отличием является наличие настила размером 2,5 м × 1,5 м в середине лодки для установки тента.

Для этой лодки тент должен устанавливаться, когда она находится вне воды, с помощью ремней, проведённых вокруг корпуса.

Выбранная палатка Halti XPD2 для изготовления тента на лодку – это экспедиционная палатка, рассчитанная на двух человек. Вес палатки в полной комплектации – 4 кг, изготовлена она из полиэстера рип-стоп, с хлопковым внутренним тентом и водонепроницаемым полом.

Она хорошо вентилируется и доказала свою пригодность во всесезонных экспедициях. Крепление к лодке осуществляется с помощью трех ремней, которые проходят под лодкой, фиксируя палатку на месте прямо под тремя конструктивными дугами.

Алюминиевые дуги вставляются в проушины внутренних поперечных ремней, поставляемых вместе с палаткой, которые теперь опущены за борта лодки, обеспечивая слив воды за борт. Тент крепится, как обычно, сверху дуг, но только те, что идут к носу лодки. В кормовой части продольная устойчивость тента зависит исключительно от модификации дождевого тента, выполненной самим Коскиненом, и, в частности, от его швейного мастерства.

Внутреннее оснащение лодки было организовано таким образом, чтобы большая спальная зона палатки опиралась на центральную палубу, под которой находится пространство для хранения имущества. Завеса палатки убирается в сторону зоны отдыха.

Чтобы накрыть всю лодку, тент пришлось удлинить с обоих концов, чтобы он доставал до оконечностей лодки и вода не попадала в корпус. Материал был взят от дождевого чехла другой палатки Halti и сшит хлопчатобумажной нитью. Эти удлиняющие детали закреплены за пределами планширя снаружи с помощью прочной верёвки, пропущенной через петли, пришитые по краям тента.

Благодаря столу, установленному в гнездах втулок подуключин, на Sinne получился удобный кокпит, из которого экипаж может наслаждаться видами, а также иметь хороший полноценный отдых, будучи защищенным от стихий.

После того, как лодка вытащена на берег с помощью съемных 36-дюймовых колес, установка палатки не составит труда. Устойчивая конструкция опирания лодки на берегу обеспечивает абсолютно горизонтальное и ровное спальное место. Было бы непросто установить палатку, пока лодка находится на воде и Коскинен утверждает, что в этом случае конструкция тента лодки не оправдывает себя.

Главным преимуществом Halti XPD2 является доступ с двух сторон к зоне для приготовления и хранения пищи, которая на Sinne занимает только область кормового кокпита. Лодка имеет четыре открытых рундука по бортам, основной водонепроницаемый отсек под палубой и еще один, поменьше, под кормовой банкой. Шесть небольших люков открывают доступ под центральную палубу. С партнёром на противоположном сиденье в кокпите, с подушками на фанерных сиденьях и с едой, разложенной на столе, который крепится в подуключинах весела, обедать удобно и уютно, как никогда, а это вполне подходит для любого путешественника по глухомани.

Тент на Дори

Установленный тент из ткани Sunbrella с панелями на молниях для доступа в носовой и кормовой частях и прозрачными окнами по бокам, обеспечивает лодке Lowell’s Surf Dory большой внутренний объем и хорошую вентиляцию.

Пол Маккинни из Монтвилла, штат Мэн, использовал смесь «сделай сам» и профессиональной помощи, чтобы создать тент для своей дори. «Я часто занимаюсь греблей и путешествую на 18-футовой (около 5,5 м) лодке Surf Dory, построенной компанией Lowell’s Boat Shop в Эймсбери, штат Массачусетс», – пишет он. Хотя у дори нет ни парусного вооружения, ни шверта, у нее очень просторный кокпит, съемные банки и плоское дно – идеальные характеристики для эффективной гребной и круизной лодки.

При снятых банках внутреннее пространство удивительно просторно и свободно от препятствий.

«Я сотрудничал с компанией Art’s Canvas из Белфаста, штат Мэн, чтобы разработать конструкцию тента, которая была бы прочной при сильном ветре, сухой, хорошо вентилируемой, защищенной от насекомых, быстро устанавливаемой и с хорошо освещенным внутренним пространством. Тент, изготовленный из ткани Sunbrella, опирается на пять пружинящех арок, вырезанных из пластиковой трубы CPVC диаметром 3⁄4″. Перед установкой тента каждая дуга продевается через 24-дюймовый рукав, пришитый к верхней внутренней части тента.

Когда борта тента свернуты, возникает прекрасный обзор, не загораживающий виды, а сняв одну дугу, можно даже грести, при этом тент даёт тень и закрывает жаркое солнце.

Метод крепления оснований дуг к планширям прост и использует легкодоступные детали. На этой лодке три гребных поста, а каждая втулка для уключины весла имеет стандартный размер 1⁄2″. В каждую втулку я вставляю 1⁄2″ штырь типа того, что используется в креплении сцепного устройства прицепа. Выступающая часть штыря наклоняется под углом примерно 45 градусов, поворачиваясь к ДП лодки. На каждый штырь надевается короткий отрезок пластикового шланга, увеличивая его диаметр примерно до 5⁄8″. Внутренний диаметр арок точно соответствует модифицированным сцепным штифтам, что обеспечивает надежное и прочное крепление при установке на место.

В конструкции дуг палатки для дори используется труба из ХПВХ, поддерживаемая фитингами, установленными во втулках уключин на трех гребных постах.

Носовая и кормовая части тента предназначены для закрытия головки форштевня и транца соответственно, что позволяет опорным дугам стоять прямо, не смещаясь вперед и назад. Вшитый в нижние края тента корд застегивается на ряд крючков, незаметно закрепленных чуть ниже верхнего пояса обшивки борта.

Для двух промежуточных дуг опорные фитинги вставляются в конструкцию борта без планширя

Оба конца тента имеют полукруглые отверстия на молнии для вентиляции, доступа к якорным снастям и создания просторной зоны кокпита в корме и носу. Кроме того, на каждой оконечности имеется полностью закрывающаяся на молнию сетка от насекомых. С каждой стороны, посередине судна, расположено большое окно с внутренней шторкой на молнии.

При желании стороны тента можно сложить друг на друга, создав очень эффективный навес от солнца для гребли в жаркие безветренные дни. Дуга на нужном гребном посту просто снимается со своих штырей.

«Я перевозил эту лодку с установленным тентом в течение многих часов на скорости более 50 миль в час без каких-либо происшествий. Когда я стою на якоре в дождливую ночь и внезапно налетает шквал, мне приятно осознавать, что моя лодка и ее содержимое останутся целыми и сухими» – пишет автор конструкции тента.»

По материалам сайта “Журнал Маленькие лодки”.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *